Доуконы, или плавающие уплотнения - это самоподжимные уплотнения с двухконусными плавающими кольцами, важная часть механизмов, отвечающая за работоспособность и долговечность узлов.
Конструкция и принцип работы доуконового уплотнения
Данный тип уплотнений используется во вращающихся частях узлов (например, в опорных, поддерживающих катках и натяжных колесах гусеничной техники и т. д.) и предотвращает вытекание масла.
Такие уплотнения состоят из двух металлических колец, которые точно притерты друг к другу и поджимаются (подпружиниваются) кольцами из эластомеров. Таким образом, осевая нагрузка обеспечивает герметичность.
На рисунке справа стрелками показан износ микроконуса. На первой схеме — новый доукон, на второй — постепенный износ во время работы, на третьей — необходима замена.
В процессе эксплуатации и при правильной установке происходит равномерный износ металлической поверхности из-за трения, вызванного движением по окружности. Во время этого процесса уплотняющая поверхность постоянно и также равномерно сдвигается в сторону центральной оси благодаря упругости эластомерных колец. Именно поэтому уплотнения данного типа имеют значительные запасы износа и подлежат сервисной замене при достижении износа микроконуса до основной рабочей плоскости уплотнения.
Важно знать! В зависимости от используемого металла срок износа может сильно меняться. Например, микроконус металлических колец из стали марки ШХ15 (и его аналогов китайского производства) стирается в течение 6-12 месяцев, а из высоколегированного белого чугуна марки ЧХ16М2 (ГОСТ 7769-82) или его аналога Duronit проработает от 18 месяцев и более. Учитывая цену доукона, стоимость владения узла при установке стального кольца вместо чугунного значительно возрастает.
![]() |
![]() |
Доуконы типа УПДК К в катках гусеничной техники | Доуконы с кольцами круглого сечения типа УПДК К в осях колесной тракторной техники |
![]() |
![]() |
Доуконы (плавающие уплотнения) в винтовых транспортерах | Доуконы с кольцами трапециевидного сечения типа УПДК П в винтовых транспортерах |
Поставляться они должны именно в таком комплекте 2+2. Никак иначе.
Если предлагают к поставке нечетное количество металлических колец, или только эластомерные кольца, то уплотнение не будет работать как сконструировано, так как нарушается полная герметичность, что сказывается на долговечности работы уплотнения и всего узла в целом.
Герметичность достигается за счет высокой точности притирки металлических колец друг к другу. Шероховатость (Ra) не превышает 0,1-0,2 мкм, а плоскостность достигает до 0,0015мм.
Особенности работы доуконовых уплотнений
Они выполняют ряд особенных функций, которые не доступны при использовании других уплотнений:
- Формируют равномерную осевую торцевую нагрузку благодаря эластичности колец из эластомеров.
- При вращении частей узлов обеспечивают защиту подшипников и смазок в агрессивных условиях: под воздействием абразивной среды (песка, пыли, грязи, камней, раствор и т. д.). Таким образом защищают и продлевают срок службы дорогостоящих узлов: планетарных передач, тормозной системы (мокрого типа), бортовых передач, ступиц моста и т.д.
- Гарантируют статическую и динамическую герметичность.
- Не требуют дополнительного обслуживания (поэтому часто в зарубежных источниках называются необслуживаниемыми уплотнениями)
Доуконы НЕ используются в следующих случаях:
Необходимо учитывать при конструировании узлов с использованием доуконов!
- Существуют резкие несбалансированные перепады давления.
- Нет достаточной подачи масла для обязательного смазывания уплотнения, необходимого для предотвращения спекания и отведения тепловой энергии, возникающей во время трения.
- Скорость вращения выше 10 м/сек для работы в масляной среде и выше 1 м/с в среде с консистентной смазкой.
- Материал, из которого изготавливается эластомерное кольцо не предназначен для эксплуатации в необходимом веществе. (Подробнее о выборе материала эластомерных колец).